Казахстанский суд вынес обвинительный приговор по громкому делу бывшего министра экономики страны Куандыка Бишимбаева. 13 мая суд в Астане признал Бишимбаева виновным в истязании и убийстве с особой жестокостью своей гражданской жены Салтанат Нукеновой и приговорил его к 24 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии максимальной безопасности. Предельное наказание, предусмотренное за убийство с особой жестокостью, — пожизненное лишение свободы, за истязание — семь лет.
В ходе судебного следствия обвинение предъявило доказательства того, с какой жестокостью Бишимбаев истязал Нукенову до того, как она скончалась в результате черепно-мозговой травмы, а также предоставило суду аудио- и видеоматериалы, свидетельские показания и экспертизы, чтобы убедить суд в виновности подсудимого. Бишимбаев сможет обжаловать приговор в течение 15 дней со дня его официального вручения и не имеет права на условно-досрочное освобождение до 2040 года.
Салтанат Нукенова —одна из сотен женщин в Казахстане, которые ежегодно подвергаются домашнему насилию со стороны своих партнеров. По оценкам Генеральной прокуратуры, ежегодно в стране около 80 женщин погибают из-за домашнего насилия, еще 150 женщин получают тяжкие телесные повреждения, 4 000 — легкие телесные повреждения.
Каждая женщина или девочка, подвергающаяся побоям или убитая партнером или в семейно-бытовых отношениях, заслуживает справедливости, и власти Казахстана должны тщательно расследовать каждый случай насилия в семье, привлекая виновных к ответственности.
В июне в Казахстане вступает в силу новый закон, криминализирующий «побои» и «умышленное причинение легкого вреда здоровью», который в народе называют «законом о домашнем насилии» или «законом Салтанат» в честь Нукеновой. От того, насколько эффективно он будет применен на практике будет зависеть, смогут ли другие женщины в Казахстане избежать участи Салтанат.
В ходе процесса, за которым я наблюдала, защита неоднократно обвиняла саму Нукенову за то насилие, жертвой которого она стала. Такой «виктимблейминг» возмутителен, но, к сожалению, нередко встречается в Казахстане. Ужасающее убийство Нукеновой и драма, разыгравшаяся в ходе судебного процесса над Бишимбаевым, должны подтолкнуть власти страны принять меры для недопущения того, чтобы расследования и судебные разбирательства по делам о домашнем насилии становились площадками для «виктимблейминга» и ревиктимизации.
Несмотря на то, что Казахстану еще предстоит в полной мере последовать призывам активисток и активистов за права женщин и других экспертов и выделить домашнее насилие в самостоятельный состав уголовного преступления, полная реализация недавних изменений законодательства дает властям Казахстана возможность по-настоящему начать борьбу с домашним насилием и принять меры для спасения жизней казахстанских женщин.