(Осло, 18 апреля 2024 года) – Бомбардировки и обстрелы больших и малых городов во время вооруженных конфликтов имеют катастрофические последствия для культурного наследия и гражданских лиц. Об этом говорится в опубликованном сегодня докладе Human Rights Watch и International Human Rights Clinic юридического факультета Гарвардского университета. Минимизация этого ущерба должна стать предметом для обсуждения на первой встрече государств, одобривших Политическую декларацию по защите гражданских лиц от оружия взрывного действия 2022 года, которая пройдет в Осло (Норвегия) 22–24 апреля 2024 года.
80-страничный доклад, озаглавленный «Разрушая культурное наследие: воздействие оружия взрывного действия в вооруженных конфликтах и меры, необходимые для повышения защиты», анализирует как немедленный, так и долговременный ущерб, причиняемый при применении оружия взрывного действия в густонаселенных районах культурному наследию — историческим зданиям и объектам религиозного назначения, музеям и архивам, городским площадям и театрально-зрелищным зданиям. Он показывает, что Декларация по оружию взрывного действия может стать полезным инструментом для решения этой проблемы.
«Государства должны признать, что использование оружия взрывного действия в густонаселенных районах подвергает опасности как культурное наследие, так и сохраняющих его людей, — говорит Бонни Докерти, старший советник по вооружениям Human Rights Watch и приглашенный преподаватель права в International Human Rights Clinic. — Чтобы сохранить это наследие для будущих поколений, стороны в вооруженных конфликтах должны соблюдать Политическую декларацию 2022 года и воздерживаться от бомбардировок и обстрелов густонаселенных городских районов».
При использовании в густонаселенных районах оружие взрывного действия — авиабомбы, артиллерийские снаряды, управляемые и неуправляемые ракеты — убивает гражданских лиц, наносит им ранения, а также разрушает гражданские объекты непосредственно в момент нападения. Применение такого оружия имеет также долговременные косвенные, или «реверберирующие», последствия, усугубляющие страдания гражданских лиц. Нанося ущерб культурному наследию, оружие взрывного действия стирает историю, подрывает местную идентичность и причиняет финансовые потери.
Human Rights Watch и International Human Rights Clinic проинтервьюировали 17 экспертов и лиц, испытавших последствия применения оружия взрывного действия, изучили первичные и вторичные источники и провели правовой анализ.
Они рассмотрели войну, которую продолжает вести Россия в Украине, чтобы проиллюстрировать уязвимость культурного наследия для оружия взрывного действия в густонаселенных районах. Используя пять примеров — включая местные музеи и архивы, культурные пространства в городских центрах и здания религиозного назначения, — они продемонстрировали частоту, разнородность и тяжесть последствий, которые влечет за собой применение оружия взрывного действия для культурного наследия, и то, почему эти последствия важны для гражданского населения.
Исследователи также разобрали примеры других вооруженных конфликтов, в особенности в Газе и Йемене, чтобы показать отличия между прямым и косвенным ущербом, который наносит этот метод ведения войны как населенным пунктам, так и людям, и подробно описать эти виды ущерба.
«Использование оружия взрывного действия становится причиной трагических потерь — это могут быть места и объекты, имеющие огромную культурную ценность на местном или международном уровне, — объясняет Докерти. — Этот ущерб наносит удар в самое сердце народа, людей, которым важно передать свое культурное наследие от одного поколения к следующему».
С 18 ноября 2022 года 86 государств одобрили Декларацию, устанавливающую стандарты для предотвращения и устранения последствий применения оружия взрывного действия в густонаселенных районах.
Human Rights Watch и International Human Rights Clinic считают, что государства должны дать толкование Декларации и начать применять ее положения на практике, чтобы максимизировать защиту культурного наследия. Страны должны не только избегать использования оружия взрывного действия в густонаселенных районах, но и, например, обучать военнослужащих признавать и понимать значение местного культурного наследия, собирать и предоставлять данные о наносимом ему ущербе и обеспечивать доступ экспертам по обеспечению сохранности к поврежденным объектам.
Предприняв такие шаги, стороны в военных конфликтах смогут укрепить гарантии сохранности культурного наследия, закрепленные в существующих нормах международного права. На практике эти шаги будут способствовать более эффективной защите как культурного наследия, так и гражданских лиц.
«Государства должны присоединяться к Декларации и использовать ее, чтобы достичь максимального гуманитарного эффекта, — говорит Докерти. — Реализуя заложенные в ней механизмы защиты культурного наследия, государства также смогут помочь гражданским лицам и, хочется надеяться, уменьшить масштабы долговременных ужасов войны».